Обратный звонок

Новости рынка металлургии

Метизный сбыт

«Днепрометиз» проводит масштабную программу модернизации производства, однако метизный рынок по-прежнему находится в состоянии неопределенности. В середине сентября состоялся пуск в промышленную эксплуатацию нового оборудования на заводе «Днепрометиз», который является крупнейшем производителем метизной продукции в Украине.

«Днепрометиз» проводит масштабную программу модернизации производства, однако метизный рынок по-прежнему находится в состоянии неопределенности. В середине сентября состоялся пуск в промышленную эксплуатацию нового оборудования на заводе «Днепрометиз», который является крупнейшем производителем метизной продукции в Украине. Ситуацию, в которой находится предприятие, вполне можно экстраполировать на весь украинский метизный рынок.

В 2006 году основным собственником предприятия стала группа компаний «Северсталь-метиз» (Россия), которая приобрела «Днепрометиз» у финансовой группы «ТАС». В 2008 году на заводе стартовала пятилетняя масштабная программа модернизации и оптимизации производства, сумма необходимых инвестиций в которую определяется цифрой в $27,4 млн.

На сегодня половина указанной суммы уже освоена, реализованы два первых этапа инвестпрограммы. На первом были модернизированы линии травления и оцинкования продукции. На втором — подготовлены площадки для обновленного производства, на которых установили 8 новых волочильных станов «Mario Frigerio» (Италия) и 18 волочильных станов, ранее работавших на другом участке завода. Таким образом, все волочильное оборудование оказалось сконцентрированным на одной производственной площадке, что существенно сократило площади, задействованные в основных производственных процессах предприятия.

Основные затраты второго этапа пришлись на приобретение станов «Mario Frigerio» (5 станов с кратностью волочения — т.е. количеством волочильных блоков — от 7 до 11, использующихся для производства проволоки диаметрами от 1,45 до 3,0 мм и три восьмикратных стана для волочения проволоки диаметрами от 0,8 до 1,4 мм). Общая проектная годовая мощность оборудования по производству проволоки, которое сосредоточено в цехе, достигает 140 тыс. т (из которых 60 тыс. т приходится на станы «Mario Frigerio»). В дальнейшем мощности волочильного оборудования на предприятии могут быть увеличены до 210 тыс. т. По словам экспертов стоимость импортного волочильного стана зависит от количества модулей и может достигать €800 тыс. Один подобный стан в Украине установлен на фирме «Промметиз» (Днепропетровск), еще три стана, но немецкого производства, работают на предприятии «Гарант Метиз Инвест» (Желтые Воды).

На третьем этапе инвестпрограммы планируется провести модернизацию гвоздильного производства и увеличить мощности по производству оцинкованной проволоки. Возможность других улучшений пока что находится в стадии изучения.

В объединении «Укрметиз» отмечают, что днепропетровское предприятие на сегодняшний день является крупнейшим в Украине производителем широкой номенклатуры проволоки и изделий из нее. «По итогам 8 месяцев текущего года доля ОАО «Днепрометиз» составляет 40% от общего объема производства предприятий объединения «Укрметиз». В текущем году предприятие сохранило производство на уровне 70% к 2008 году, а в августе 2009 года выпустило почти 9 тыс. т продукции, что на 17% выше, чем за аналогичный период прошлого года», - говорит генеральный директор объединения «Укрметиз» Игорь Буравлев. В компании особо подчеркивают, что «Днепрометиз» – один из немногих метизных заводов, сохранивших свою прибыльность.

Поставщиками сырья для ОАО «Днепрометиз» являются ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог» и Макеевский МЗ, которые удовлетворяют 65% и 35% потребностей завода (при этом продукция Макеевского предприятия поставляется через сбытовые структуры «Метинвест Холдинга»).

Пуск нового оборудования послужил поводом для встречи с дилерами завода, которые обеспечивают существенную долю сбыта продукции «Днепрометиза» (у управляющей компании нет собственной сети торгово-сервисных центров по продаже метизной продукции). «Россия и Украина – большие страны. Это не Италия, где открыв два торговых центра, можно покрыть всю территорию. Около 50% произведенной продукции (в объемном и денежном выражении) мы напрямую реализуем конечным потребителям, а остальные 50% продаются через сеть дилеров, с которыми мы работаем на основе договорных отношений. И у нас по-прежнему нет планов создания торговых компаний. Мы считаем, что каждый должен заниматься своим делом», – подчеркнул генеральный директор ОАО «Северсталь-метиз» Олег Ветер.

На сегодняшний день продукция «Днепрометиза» реализуется на рынках Украины, Европы и СНГ, на каждый из которых приходится приблизительно по 1/3 от общего объема продаж. На территории Украины дилерами завода являются ЗАО «Харьковметалл-1» (Харьков), ООО «Металлопромышленная группа» (Киев), ООО «Торговый дом «Интер» (Житомир), ООО «Юг-Метиз-С» (Севастополь), ООО «Альфа-Сталь» (Одесса), ЧП Токарь М.В. (Закарпатская обл.). Сотрудничество с дилерами регламентируется только договорными отношениями. «Мы не пытаемся сделать дилера нашим подчиненным подразделением, которому мы навязываем условия» – отмечают на предприятии.

Вышеперечисленные компании не только торгуют продукцией «Днепрометиза», но и производят из нее изделия с добавленной стоимостью (например, сварные сетки и колонны для строительной отрасли), тем самым выступая связующим звеном между мелкими потребителями и крупным производителем, который физически не может уделить внимание каждому из регионов Украины. Потребителями продукции завода «Днепрометиз» являются машиностроение, автомобильная отрасль, сельское хозяйство, строительство, массовый рынок. Также метизная продукция используется для ремонтно-эксплуатационных нужд.

С началом кризиса в разных продуктовых группах и на разных рынках динамика снижения спроса и цен значительно отличалась, но по информации предприятия, хуже всего себя сегодня чувствует строительная отрасль, традиционно обеспечивавшая значительную часть продаж метизной продукции, и потребители сварочной проволоки. Чуть лучше дела у машино- и автомобилестроения, меньше снизился спрос со стороны сельского хозяйства и добывающих отраслей. Минимальное снижение потребления продемонстрировали массовый рынок и сегмент РЭН (ремонтно-эксплуатационных нужд), но в абсолютном выражении эти сегменты остаются одними из наименее емких.

После провальной зимы-весны 2009 года восстановление спроса на метизную продукцию идет разными темпами и на предприятии считают, что показатели, которые рынок демонстрировал в начале 2008 года, будут снова достигнуты не ранее чем через 1,5-2 года.

Артем Ильин